Электронный полис ОСАГО обговаривается на уровне регуляторов страхового рынка и страховых компаний несколько лет. Внедрить его хотят с целью наведения порядка на рынке обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (автогражданки).
Суть электронного полиса ОСАГО состоит в том, что выпускаться он будет онлайн через МТСБУ и сведения об автомобиле выгружаться в полис автогражданки из базы данных НАИС ГАИ.
Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств является самым популярным страховым продуктом среди населения, поскольку обязательность его приобретения прописана в законодательстве и за его отсутствие предусмотрены финансовые санкции, которые накладывают органы ДПС.
Нынешняя ситуация на рынке ОСАГО напоминает стихийный рынок, на котором агенты массово нарушают правила оформления полисов. При расчете стоимости полиса ОСАГО не принимаются во внимание корректирующие коэффициенты, из которых формируется цена. Агенты могут оформить полис автогражданки в разы дешевле, нежели это предусмотрено утверждёнными тарифами МТСБУ. Подобное происходит из-за того, что страховые компании сами одобряют нарушения правил оформления полисов страхования агентами. В итоге, эти нарушения оттягивают потоки платежей от добросовестных и стабильно работающих страховых компаний в пользу однодневных страховщиков, для которых главное «срубить денег» по-быстрому и уйти с рынка.
Внедрение системы электронный полис ОСАГО.
Многие эксперты возлагают большие надежды на то, что электронный полис ОСАГО сможет решить проблемы рынка автогражданки.
Как изменится рынок ОСАГО с внедрением системы электронных полисов автогражданки?
1. Полиса ОСАГО будут действительными. По данным МТСБУ за 2013 год было утеряно страховщиками около 70 тысяч бланков ОСАГО. Вероятно, все эти бланки были выписаны водителям и в результате большое количество водителей не смогли рассчитывать на страховое покрытие.
2. Цена на полис ОСАГО станет адекватной расчетным тарифам. Тарифы ОСАГО рассчитываются исходя из убыточности разных типов транспортных средств на определённой территории. Электронный полис ОСАГО будет выгружать данные по транспортному средству из базы данных ГАИ и это предотвратит нарушения ценовой политики. Автомобили будут обеспечиваться страховкой согласно их типа и оформить полис ОСАГО на транспортное средство типа С по цене В станет невозможным.
Внедрение электронного полиса ОСАГО не решит всех проблем, а сможет лишь частично их решить. Демпинг на рынке ОСАГО будет осуществляться за счёт более высокого агентского вознаграждения и фактор ценовой конкуренции останется. Причиной этому является модель выплат по полису ОСАГО. Водители будут покупать полис по принципу более низкой цены, поскольку в случае повреждения их автомобиля за компенсацией придётся обращаться в страховую компанию виновника ДТП. Купить ОСАГО дешево останется приоритетным для многих страхователей и впредь.
Наряду с внедрением электронного полиса ОСАГО необходимо изменить процедуру выплат и ввести систему прямого урегулирования. Суть прямого урегулирования состоит в том, что потерпевшая сторона обращается за компенсацией ущерба в страховую компанию, продавшей ей полис. При такой модели водители будут более тщательно относиться к выбору страховщика, чтобы потом в случае ДТП получить выплату по страховому полису. Также необходимо повысить требования к страховым компаниям, распространяющих обязательные виды страхования.